Всероссийская олимпиада школьников
Основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.
Организатором олимпиады является Минобрнауки России, утверждающий состав Центрального оргкомитета и составы Центральных предметно-методических комиссий. Участие в этапах олимпиады определяется Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников (далее-Порядок), утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 249 и от 17 декабря 2015 г. №1488. Олимпиада проводится на всей территории Российской Федерации. Плата за участие в олимпиаде не взимается. Показать свои знания можно по любому предмету. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу.
Информационный портал всероссийской олимпиады школьников: Переход на сайт
Документы федерального уровня
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1252 (с изм.и доп. от 17.03.2015, 17.12.2015, 17.11.2016) «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 г. № 491 (с изменениями от 19.05.2014 г., 12.01.2015 г., 06.04.2017 г.) «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»
Полезные ссылки
- Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
- Информационный портал всероссийской олимпиады школьников
- Cогласие родителей на обработку персональных данных учащегося
- Заявление на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя
- Согласие общественного наблюдателя на обработку персональных данных
2020-2021 учебный год
Расписание и ссылки для участия во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном этапе , проводимые на сайте департамента образования администрации города Н.Новгорода (ссылка)
Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (ссылка)
Памятка для участника школьного этапа Всероссийской олимпиады в 2020-2021 учебному году
Требования к проведению школьного этапа на платформе Образовательного центра "Сириус" (ссылка)
График проведения школьного этапа олимпиады в 2020-2021 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в онлайн-формате на платформе Сириус
Процедура проведения школьного этапа
График проведения олимпиады по биологии, астрономии, химии, физике, информатике
Итоги школьного этапа
общество география история физкультура биология информатика литература математика ОБЖ технология русский язык МХК экономика физика химия экология право
Муниципальный этап олимпиады школьников
Муниципальный этап предусмотрен для учащихся 7-11 классов, а в региональном и заключительном могут участвовать школьники 9-11 классов. Хорошие результаты на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников дают льготы при поступлении: от дополнительных баллов за ЕГЭ или портфолио до зачисления без экзаменов в профильные вузы.
Приказ "Об утверждении требований к проведению муниципального этапа олимпиады школьников"
Сроки проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году
Итоги муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году:
Жалялотдинов Назар ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по английскому языку (руководитель Трушина Екатерина Александровна)
Нуртдинов Кирилл ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по праву (руководитель Смирнов Павел Геннадьевич);
Автонеев Данила ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по праву (руководитель Гаврилова Анна Владимировна)
Чечулова Маргарита ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по географии (руководитель Легошина Ирина Евгеньевна)
Чечулова Маргарита ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по литературе (руководитель Данилова Элена Викторовна)
Юлдашова Райхон ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по физкультуре. (руководитель Голик Татьяна Николаевна)
Алёшина Ангелина ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по физкультуре. (руководитель Голик Татьяна Николаевна) .
Гурьянова Дарья ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по биологии. (руководитель Шабакаева Ольга Дмитриевна) .
Кечайкина Лидия ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по биологии. (руководитель Шабакаева Ольга Дмитриевна) .
Алёшина Ангелина ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по обществознанию (руководитель Гаврилова Анна Владимировна).
Юлдашова Райхон ПРИЗЕР муниципального этапа олимпиады школьников по обществознанию (руководитель Гаврилова Анна Владимировна)
Палаш Даниил ПРИЗЕР муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии (руководитель Иваненков Николай Александрович).
Еретин Артем 7 класс, ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по истории (руководитель Гаврилова Анна Владимировна).
Смирнова Мария 7 класс, ПОБЕДИТЕЛЬ муниципального этапа олимпиады школьников по истории (руководитель Гаврилова Анна Владимировна).
Поздравляем ребят и их руководителей с достойными победами. Молодцы!
Ресурсы интернет в выборе профессии
Ресурсы интернет в выборе профессии
http://www.ht.ru/prof/ (Сайт Центра тестирования МГУ "Гуманитарные технологии". Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и ВУЗах. Очень хороший сайт по профориентации. Различные справочные материалы, рекомендации по выбору профессии, а также возможность пройти очень подробное он-лайн тестирование по подбору профессии).
http://atpspb.narod.ru/tests.html (Здесь можно скачать удобную и полную программу работы с профессиограммами (профессиограмма - это подробное описание профессии и качеств, которых она требует от человека).
http://www.find-job.ru/ (Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии).
http://www.job.km.ru (Работа и карьера: каталог вакансий, поиск сотрудников, составление резюме, новости рынка труда, советы юристов и психологов).
http://www.abiturcenter.ru (Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования).
http://www.ege.edu.ru (Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена).
http://www.abiturient.krasu.ru (Справочная система "Экспресс-абитуриент". Новости образования, справочник вузов, примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы).
http://www.ed.vseved.ru (Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений).
http://www.education.web-ring.ru/materials (Каталог сайтов "Обучение и образование". Тесты Online).
http://testonline.webservis.ru (Тесты Online).
http:// www.pages.ru/5015.html (Образовательные учреждения в России и за рубежом, языковые курсы, подготовка IT-специалистов).
Сайты о профориентации
www.acareer.ru «Профориентация, образование, занятость – сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
http://trud.admtyumen.ru «Профессиограммы, краткий словарь профессий» - на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
www.ucheba.ru/prof «Профессии» -- раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» - крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах страны, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.
www.ht.ru/prof «Профориентация: кем стать? » - сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «Днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Отдельный раздел составляют описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления. Посетители сайта смогут познакомиться с перечнем услуг Центра тестирования и развития, узнать подробнее о тестовых методиках, записаться на консультацию по профориентации. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни.
www.e-xecutive.ru/professions E-xecutive. ru: справочник профессий –- раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
на сайте E-xecutive Справочник профессий
В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development".
Образовательные порталы
www.college.ru «Открытый колледж. Мир знаний» - образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В «Открытом колледже» школьники могут самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи, общаться с виртуальным преподавателем и проходить тесты по школьным предметам.
www.abiturcenter.ru «Учеба. ру» . На сайте собрана подробная база по вузам, курсам, колледжам, школам и репетиторам. Кроме того, публикуются новости и статьи о последних событиях в сфере образования. Все материалы предоставлены редакциями сайта «Куда пойти учиться», «Элитный персонал».
www.ucheba.ru «Все для поступающих» - информация для школьников и абитуриентов: школы, вузы, техникумы и колледжи, подготовительные курсы, дистанционное обучение, экзамены и тесты.
www.edunews.ru «Российское образование» - Интернет-портал, содержащий ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования.
www.edu.ru «Российский портал открытого образования» - каталог сетевых образовательных ресурсов.
«Консалтинговый центр информационно-образовательной среды открытого образования» - www.openet.edu.ru/Univirsity.nsf/Index.htm – центральный сервер Российского портала открытого образования, обеспечивающий создание, эксплуатацию и развитие информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации. Основанием для проведения работ по ее созданию является межвузовская научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» Министерства образования и науки Российской Федерации, которая предназначена для обеспечения населения образовательными услугами через Интернет с использованием единого информационно-справочного обеспечения и единых технологий получения образовательных услуг в различных учебных заведениях. Она состоит из множества серверов, оснащенных типовым программным комплексом «Виртуальный университет» и взаимодействующих между собой по единым для всей системы правилам.
www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал» - каталог сетевых образовательных ресурсов.
www.mosedu.ru «Московское образование» - информационный портал Департамента образования г. Москвы. Портал ориентирован на все категории людей, связанные с московским образованием – руководителей в сфере образования, педагогов, учащихся и их родителей.
www.5ballov.ru «5 баллов» - неформальная Интернет-газета об образовании в России и за рубежом. Информация о вузах, книжный магазин, образовательные тесты.
www.school.edu.ru– образовательные ресурсы для учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Газета «Первое сентября» и приложения к ней. Правовая база. Национальные образовательные порталы.
«Auditorium. ru: социально-гуманитарное и политологическое образование» www. auditorium. ru– входит в состав системы федеральных образовательных порталов. На сайте представлен каталог учебных заведений по направлениям, коллекции электронных публикаций и журналов по вопросам гуманитарного образования.
www.moschools.ru «Столичные негосударственные школы» - справочно-информационный ресурс. На сайте подробно представлены частные школы, лицеи, колледжи.
www.obrazovanievmoskve.ru «Знания. ру: - информационно-поисковая система по вопросам образования в России и за границей. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направлениям, методикам обучения и т. д.
www.abiturient.krasu.ru «Экспресс-абитуриент» -– справочная система для абитуриентов с удобной сортировкой российских вузов по различным критериям (по специальности, профилю, по регионам), а также новости образования, примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы, форум.
www.ed.vseved.ru «Всевед» -– справочно-поисковая система по образованию в России, большая коллекция рефератов и статей об образовании. Рейтинг вузов и школ.
www.cataloq.alledu.ru «Все образование Интернета» -– структуированный каталог образовательных ресурсов: учебные материалы по школьным предметам, методические материалы, рекомендации, планы уроков, информация о вузах, средних учебных заведениях.
www.allbest.ru «AllBest. ru» -– поисковая система, библиотеки, рефераты, образовательные тесты, иностранные языки. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационных проектов.
Памятка о сотовых телефонах
В образовательных учреждениях Богородского района с наступлением учебного года участились случаи утрат и хищений сотовых телефонов.
Уважаемые ребята!
Будьте внимательны к своим вещам! Сотовый телефон – это дорогостоящее средство связи, а не игрушка. Родители, покупая вам телефон, тратят заработанные нелегким трудом деньги. Даже если вам его подарили – это тоже чья-то покупка – бабушки или дедушки, других родственников.
- Если вы пришли в школу с телефоном, перед уходом из раздевалки в класс не оставляйте телефон в карманах курток и пальто – проверьте их.
- Храните телефон при себе: в портфеле либо в закрывающемся кармане одежды.
- Не оставляйте свои портфели без присмотра в классной комнате, коридорах, раздевалках школы, а особенно на улице.
- Во время уроков физкультуры передайте телефон учителю, не оставляйте его на подоконнике или скамейке спортивного зала.
- Во время прогулок закрывайте карманы курток и портфелей, чтобы во время бега и прыжков телефон не «вылетел».
- Если телефон все же пропал, как можно быстрее скажите об этом любому учителю, работнику школы, чтобы начать поиски пропажи.
Отдел МВД России по Богородскому району
Нормативно-правовая база безопасности ОО
Федеральный уровень
Нормативно-правовые акты по безопасности федерального уровня:
Федеральный список экстремистских материалов http://minjust.ru/ru/extremist-materials
Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (скачать)
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (скачать)
Федеральный закон от 15.11.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (скачать)
Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"(скачать)
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (скачать)
Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", ст.9
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (скачать)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. N 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (скачать)
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (скачать)
Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1176 "О внесении изменений в правила дорожного движения Российской Федерации" (скачать)
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами (с изменениями) (скачать)
Конвенция о правах ребёнка, ст. 6 и 28
Конституция РФ ст. 20, 22, 38, 72
Региональный уровень
Приказы министерства образования Нижегородской области:
Приказ от 09.12.2010 № 772 Об обеспечении безопасности функционирования образовательных учреждений и проведения массовых мероприятий с детьми в каникулярный (праздничный) период (скачать)
Приказ от 24.12.2010 № 1528 Об обеспечении безопасности функционирования образовательных учреждений (скачать)
Приложение: Схема информирования о случаях возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также о нарушениях режима работы образовательного учреждения (скачать)
Приказ от 03.02.2012 № 263 Об изучении деятельности (скачать)
Письма министерства образования Нижегородской области:
Письмо от 14.12.2009 №316-01-52/4078 О направлении письма ГУВД по Нижегородской области для организации работы (скачать)
Письмо от 23.12.2009 № 316-01-52/4193 Об обеспечении безопасности праздничных мероприятий (скачать)
Письмо от 15.02.2010 № 316-01-52/458 Об организации обучения руководителей образовательных учреждений (скачать)
Письмо от 09.03.2010 № 316-01-52/702 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 06.04.2010 № 316-01-52/1150 О мерах по предотвращению террористических актов (скачать)
Письмо от 14.04.2010 №316-01-52-1331 О проведении информационной кампании по предупреждению детского травматизма на энергообъектах (скачать)
Письмо от 25.05.2010 №316-01-52-2026 О проведении целевых профилактических Мероприятий "Внимание – дети!" (скачать)
Письмо от 27.07.2010 № 316-01-52-2999 Об организации работы по антитеррористической безопасности (скачать)
Письмо от 06.08.2010 № 316-01-52-3120 Об обеспечении безопасности образовательных учреждений (скачать)
Письмо от 28.10.2010 № 316-01-52/4135 О дежурстве в выходные и праздничные дни (скачать)
Письмо от 12.11.2010 № 316-01-52-4322 О мерах по предотвращению террористических актов (скачать)
Письмо от 27.01.2011 № 316-01-52-202/11 О принятии мер, направленных на усиление антитеррористических актов (скачать)
Письмо от 17.02.2011 № 316-01-52-502/11 О своевременном информировании (скачать)
Письмо от 10.03.2011 № 316-01-52-826/11 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 20.05.2011 № 316-01-2-2265/11 Об обеспечении безопасности образовательных учреждений в пожароопасный период (скачать)
Письмо от 10.06.2011 № 316-01-52-2705/11 О дежурстве в выходные и праздничные дни (скачать)
Письмо от 18.07.2011 №316-01-52-3350/11 О принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений (скачать)
Письмо от 18.08.2011 № 316-01-52-3813/11 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 14.10.2011 №316-01-52-4531/11 О сохранении жизни и здоровья детей (скачать)
Письмо от 24.10.2011 №316-01-52-4649/11 О проведении третьего этапа Всероссийского профилактического мероприятия "Внимание - дети!" (скачать)
Письмо от 21.12.2011 №316-01-52-7339/11 О недопустимости автомобильных перевозок организованных групп детей за пределы Нижегородской области (скачать)
Письмо от 20.02.2012 №316-01-52-459\12 О проведении информационной кампании по предупреждению детского травматизма на энергообъектах (скачать)
Письмо от11.06.2014 №316-01-100-1805/14 О мероприятиях по недопущению нарушений правил дорожного движения (скачать)
Письмо от 19.06.2014 № 316-01-99-2608/14 "Об обеспечении безопасности перевозок организованных групп детей" (скачать)
Письмо от 15.12.2014 №316-01-100-4125/14 О выполнении мер безопасности в период новогодних и Рождественских праздников (скачать)
Письмо от26.03.2015 №316-01-100-998/15 Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в детских и подростковых учреждениях (скачать)
Письмо от29.04.2015 №316-01-100-1528/15 О вступлении в силу пункта 3 Правил организованной перевозки групп детей автобусами (скачать)
Письмо от 09.10.2015 №316-01-100-3549/15-0-0 Об организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних (скачать)
Письмо от 09.10.2015 №316-01-100-3551/15-0-0 Об организованных перевозках групп детей (скачать)
Письмо от 13.10.2015 №316-01-100-3603/15-0-0 О проведении профилактической работы (скачать)
Письмо от 19.10.2015 №316-01-100-3684/15-0-0 О проведении профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (скачать)
Письмо от 22.10.2015 №316-01-100-3791/15-0-0 О мерах по усилению антитеррористической защищенности и укрепленности объектов образовательной сферы (скачать)
Письмо от 23.10.2015 №316-01-100-3814/15-0-0 О светоотражающих элементах (скачать)
Письмо от 16.11.2015 №316-01-100-4171/15-0-0 О внесении изменений в Правила дорожного движения (скачать)
Письмо от 20.04.2016 №316-01-100-1447/16-0-0 О предупреждении детского травматизма (скачать)
Письмо от 05.05.2016 №316-01-100-1673/16-0-0 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (скачать)
Письмо от 13.07.2016 №316-01-100-2533/16-0-0 О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей (скачать)
Письмо от 15.09.2016 №316-01-100-3410/16-0-0 О дополнительных мерах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (скачать)
Другие документы
Мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, по учёту, расследованию и профилактике детского травматизма по итогам 2009 года (скачать)
Итоги деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по учёту, расследованию и профилактике детского травматизма по итогам 2010 года (скачать)
Методические рекомендации, презентации
Перечень методических рекомендаций по безопасности:
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации. N 03-1423 от 4 июня 2008 года. (скачать)
Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан. Вопросы и ответы. Брошюра национального антитеррористического комитета. – М., 2008.(скачать)
Методика организации обеспечения антитеррористической защищенности учреждений социальной сферы. Методические рекомендации ГУ УВО при ГУВД по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2010. (скачать)
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). – М., 2011. (скачать)
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения. (скачать)
«Если вашим детям угрожает опасность.» Методические рекомендации Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2012. (скачать)
Памятка организаторам перевозок групп детей автобусами (скачать)
Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях (письмо Минобрнауки России от 16.06.2016 № 09-1467) (скачать)
Дорожная безопасность
Паспорт дорожной безопасности МБОУ "Школа № 88 "Новинская" (скачать в формате .pdf)
План-схема безопасного маршрута (скачать в формате .pdf)
Ребята, рекомендуем вступить в данные сообщества, так как там всегда актуальная информация по безопасности дорожного движения и размещены интересные конкурсы и материалы:
Движение ЮИД Нижегородской области https://vk.com/club170896183
Академия безопасности жизнедеятельности https://vk.com/club202015674
Региональный детский пресс-центр ЮИД, ПФО, Нижегородская область https://vk.com/presscentryidno
Видеоролики по безопасности дорожного движения (ОТКРЫТЬ)
Видеоролики по безопасности дорожного движения (открыть)
Памятка для школьника по ПДД (скачать .doc) | Словарь участников дорожного движения и основные обязанности для школьников (скачать ,pdf) |
Памятка для родителей (скачать .doc) | Основные правила дорожного движения для школьников (скачать ,jpg) |
Акция "Засветись" ( смотреть) | ЮИД на рейде ( смотреть) |
Рейд "Засветись" 30.10.2019 (смотреть) | Сайт акции "Засветись" http://нижнийновгород.рф/news/events/1077 |
Рейд "Засветись" 13.11.2019 ( смотреть) | Алгоритм подписки на канал "407-й на связи" (скачать в формате .pdf) |
Уважаемые нижегородцы, соблюдайте ПДД (скачать в формате .pdf) | Памятка "Соблюдайте ПДД - остановите трагедии!" (скачайте в формате .doc) |
«Опасный оберег или когда подушка - не «подружка» (скачать в формате .doc) | Комплекты видеороликов по "Безопасности дорожного движения" для детей, педагогов и родителей размещены в Федеральном каталоге интерактивных образовательных программ www.bdd-eor.edu.ru. |
Тест на знание правил дорожного движения на Интернет-ресурсе (https://cloud.mail.ru/public/ |
Госавтоинспекция г. Н. Новгорода напоминает родителям о безопасной поездке детей в салоне личного транспорта (открыть в формате .pdf) |
Госавтоинспекция напоминает о необходимости использования световозвращающих элементов (открыть)![]() |
https://cloud.mail.ru/ |
Соблюдай правила. Пристегни ребенка и себя (открыть) | |
Видеоролик "Остановись" (открыть) | Дорога без опасностиbdd-eor.edu.ru |
Лекция по правилам безопасного поведения на железной дороге с приведением примеров случаев травмирования несовершеннолетних граждан на объектах Горьковской железной дороги (открыть) Детям – безопасную железную дорогу! (открыть) Информация о случаях травмирования на железнодорожных путях (открыть) Учащиеся школ! Соблюдайте правила безопасности на железнодорожном транспорте! (открыть)
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Памятка школьникам о правилах безопасного поведения на дороге
Для чего необходимо знать и соблюдать Правила дорожного движения?
Одной из особенностей жизни в городе является интенсивное движение автомобилей, пешеходов. Только строгое соблюдение Правил дорожного движения, защищает всех нас, водителей и пешеходов, от опасности на дороге - дорожно-транспортных происшествий. Правила дорожного движения - это Закон дорог и его необходимо соблюдать.
Восемь основных правил безопасного поведения на дороге для пешеходов:
- никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Водитель не может остановить машину сразу.
- выходите на проезжую часть только убедившись в отсутствии приближающегося транспорта и слева, и справа.
- очень опасен выход из-за стоящих у тротуара автомашин - они закрывают Вам обзор дороги. Сначала нужно выглянуть на дорогу и оценить обстановку на ней и только убедившись в безопасности переходите ее.
- при выходе из автобуса или троллейбуса не выбегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
- при выходе из трамвая пройдите на тротуар, дойдите до ближайшего пешеходного перехода и перейдите проезжую часть.
- не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода— в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
- нельзя выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.
- опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Лучше это делать во дворе или на детской площадке.
Пять основных правил для велосипедистов:
- нельзя выезжать на проезжую часть на велосипедах детям до 14 лет.
- детям старше 14 лет и знающим Правила дорожного движения, можно ездить на велосипеде на расстоянии не более 1 метра от тротуара.
- нельзя перевозить пассажиров на раме или багажнике.
- нельзя делать разворот и левый поворот на дороге с двусторонним движением и трамвайным полотном на середине проезжей части.
- по пешеходному переходу нужно двигаться только пешком, ведя велосипед за руль.
Ребята! Соблюдение этих правил несложно.
Они помогут Вам сохранить свое здоровье и обезопасят Вас на дороге.
Детская шалость с огнем: причина пожара и последствия
Детская шалость с огнем: причина пожара и последствия
В специальной терминологии пожарных даже существует такое понятие, как детские шалости с огнем, как одна из причин возникновения бытовых или природных возгораний.
Как показывает практика и анализ таких случаев, то в основе их лежит не детская небрежность, а следующие причины:
ПОЛОЖЕНИЕ о пропускном и внутриобъектовом режиме
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Школа № 88 «Новинская»
от 09.01.2020 г №7
ПОЛОЖЕНИЕ о пропускном и внутриобъектовом режиме |
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации», устава МБОУ «Школа № 88 «Новинская» (далее – Учреждение), с требованиями действующего законодательства по вопросам обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, и устанавливает порядок допуска учащихся, сотрудников, посетителей на его территорию и в здание.
1.2. Пропускной режим устанавливается в целях обеспечения прохода (выхода) учащихся, педагогов, сотрудников, посетителей в здание Учреждения, въезда (выезда) транспортных средств на территорию Учреждения, вноса (выноса) материальных ценностей, исключающих несанкционированное проникновение граждан, транспортных средств и посторонних предметов на территорию и в здание Учреждения.
1.3. Внутриобъектовый режим устанавливается в целях обеспечения мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на территории и в здании Учреждения, в соответствии с требованиями внутреннего распорядка и пожарной безопасности.
1.4. Пропускной и внутриобъектовый режим устанавливается руководителем Учреждения. Организация и контроль над соблюдением пропускного режима возлагается на заместителя руководителя Учреждения, а его непосредственное выполнение – на работников вахты и дежурных администраторов в Учреждении.
1.5. Вахтеры осуществляют пропускной режим на основании списков учащихся, педагогов, работников, утвержденных руководителем Учреждения.
1.6. Требования настоящего Положения распространяются в полном объеме на весь педагогический состав и сотрудников Учреждения, технический персонал, на учащихся и родителей (законных представителей) и прочих лиц, посещающих Учреждение в части их касающихся. Данное Положение доводится до всех педагогов и сотрудников Учреждения, арендаторов, учащихся и родителей (законных представителей).
1.7. Входные двери, запасные выходы оборудуются легко открываемыми изнутри прочными запорами и замками. Запасные выходы в период их закрытия должны быть опломбированы или опечатаны. Ключи от запасных выходов хранятся на вахте.
1.8. Основной пункт пропуска (главный вход в здание) оборудуется вахтой, оснащается комплектом документов по организации пропускного и внутриобъектового режимов, а также телефоном и кнопкой тревожной сигнализации.
1.9. Посещение Учреждения разрешено по предварительной договоренности с администрацией или сотрудниками Учреждения. О назначенных встречах сотрудники Учреждения сообщают заранее дежурному вахтеру в письменном виде.
1.10. Вход в образовательную организацию возможен только при наличии документа, удостоверяющего личность с обязательной регистрацией у дежурного вахтера по пропускному режиму в «Журнале регистрации посетителей». Такими документами являются:
- для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий;
- для граждан иностранных государств – паспорт гражданина данной страны.
- для сотрудников администрации г. Нижнего Новгорода, районных администраций г. Нижнего Новгорода, МВД, ФСБ, МЧС, ФСНК, прокуратуры – служебные удостоверения указанных структур;
1.11. При посещении Учреждения запрещается:
- нарушать общественный порядок;
- приносить с собой огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, пиротехнику, специальные средства защиты;
- приносить с собой спиртные напитки, наркотические вещества;
- курить в здании и на территории Учреждения (Федеральный закон от 23февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" ст.12);
- распивать спиртные напитки в помещениях и на территории Учреждения;
- препятствовать работе персонала Учреждения, учебному процессу;
- приводить с собой животных;
- торговать и заниматься рекламной деятельностью.
1.12. Сотрудники Учреждения вправе удалить посетителя из помещений и с территории Учреждения в случаях:
- нарушения общественного порядка и безопасности в помещениях и на территории Учреждения;
- бесцельного нахождения на территории Учреждения и создания препятствий нормальной жизнедеятельности Учреждения;
- посягательства на сохранность имущества, находящегося в помещениях и на территории Учреждения;
- некорректного отношения к сотрудникам, учащимся и воспитанникам Учреждения;
- когда посетитель не контролирует свои действия, создаёт конфликтные ситуации, своим поведением оскорбляет честь и достоинство других посетителей;
1.13. При выполнении в Учреждении строительных и ремонтных работ допуск рабочих осуществляется по списку подрядной организации, утвержденному с руководителем Учреждения.
1.14. Встречи с учителями, воспитателями возможны только после окончания учебного процесса. Запрещено вызывать учителей, воспитателей и обучающихся с урока.
1.15. Все вопросы экстренного порядка решает дежурный администратор.
2. Порядок пропуска учащихся, педагогических работников, сотрудников и прочих лиц, посещающих учреждение,
а также вноса (выноса) материальных средств
2.1. Для обеспечения пропускного режима пропуск учащихся, педагогических работников, сотрудников и посетителей, а также внос (вынос) материальных средств осуществляется только через центральный вход в здание Учреждения.
2.2. Запасные выходы открываются с разрешения руководителя (заместителя руководителя), а в их отсутствие – с разрешения дежурного администратора. На период открытия запасного выхода контроль осуществляет лицо, его открывающее.
2.3. Учащиеся допускаются в здание Учреждения в установленное распорядком дня время на основании списков учащихся, утвержденных руководителем Учреждения.
Массовый пропуск учащихся в здание Учреждения осуществляется до начала занятий, после их окончания, а на переменах - по согласованию с дежурным администратором. В период занятий учащиеся допускаются в Учреждение и выходят из него только с разрешения классного руководителя, руководителя или дежурного администратора.
2.4. Работники Учреждения допускаются в здание по списку, утвержденному руководителем.
2.5. Воспитанники секций, другие организованные группы для проведения внеклассных внеурочных мероприятий допускаются в Учреждение по спискам, заверенным руководителем.
2.6. Вход родителям в помещения Учреждения разрешен по предварительной договоренности с администрацией или сотрудниками Учреждения.
2.7. Для встречи с кем-либо из сотрудников Учреждения необходимо:
- предварительно договориться о времени и цели посещения;
- прийти в Учреждение в назначенное время с документом удостоверяющим личность;
- обратиться к дежурному вахтеру и зарегистрировать свой приход: назвать фамилию, имя, отчество, цель прихода, имя сотрудника Учреждения, с которым запланирована встреча, представить документ удостоверяющий личность.
2.8. Вход в Учреждение родителей (законных представителей) без регистрации в «Журнале учета посещений» возможен в следующих случаях (по предварительному согласованию и представлению документа удостоверяющий личность):
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- праздничные мероприятия.
2.9. Классные руководители 1-11 классов обязаны предварительно информировать администрацию и дежурного вахтера о классных родительских собраниях, заседаниях родительского комитетов и др. мероприятиях, связанных с присутствием посторонних лиц, с обязательной записью о таких мероприятиях в «Журнале учета посещений», а также предоставить список посетителей.
2.10. Учителя начальной школы доводят до сведения родителей порядок окончания учебного дня, организованно одевают детей и провожают их к выходу из помещений Учреждения.
2.11. Родители (законные представители), приводящие детей в Учреждение или пришедшие с целью забрать ребенка после уроков, посещения дополнительных занятий (секции, кружки, факультативы) ожидают детей в установленных администрацией Учреждения местах.
2.12. Прочими лицами посещающими Учреждение считаются граждане, не связанные напрямую с осуществлением образовательного процесса, и не являющиеся учениками, воспитанниками Учреждения или их родителями (законными представителями).
2.13. Допуск прочих лиц в помещения и на территорию Учреждения разрешается только по согласованию с администрацией образовательного учреждения и в сопровождении сотрудника Учреждения.
2.14. Пропуск прочих лиц с разрешения администрации возможен только после установления личности пришедшего (представить документ удостоверяющий личность) с обязательной записью ФИО посетителя и цель прихода в «Журнале учета посещений» на вахте Учреждения и представлением документа удостоверяющий личность
2.15. Одновременно в здании Учреждения может находиться не более 8 посетителей. Остальные посетители ждут своей очереди рядом с постом вахты.
2.16. При наличии у посетителей ручной клади вахтер предлагает добровольно предъявить ее содержимое. В случае отказа вызывает дежурного администратора. При отказе предъявить содержимое ручной клади дежурному администратору посетитель не допускается в Учреждение.
2.17. В нерабочее время и выходные дни допускаются в Учреждение директор и его заместители. Сотрудники, которым по роду работы необходимо быть в Учреждении в нерабочее время, выходные дни, допускаются на основании служебной записки, заверенной подписью руководителя или его заместителей.
2.18. Крупногабаритные предметы, ящики, коробки проносятся в здание Учреждения после проведенного их досмотра, исключающего пронос запрещенных предметов в здание (алкогольная продукция, вредные вещества, холодное и огнестрельное оружие, наркотики и т.п.)
2.19. Материальные ценности выносятся из здания Учреждения на основании служебной записки, подписанной заместителем руководителя и заверенной руководителем.
- Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин скорой помощи
3.1. Въезд на территорию образовательного учреждения и парковка на территории Учреждения частных автомашин – запрещены.
3.2. Допуск автотранспортных средств на территорию Учреждения осуществляется только с разрешения руководителя или заместителя руководителя с записью в «Журнале регистрации автотранспорта».
3.3. Машины централизованных перевозок допускаются на территорию Учреждения на основании списков, заверенных руководителем.
3.4. Движение автотранспорта по территории Учреждения разрешено не более 5 км/час. Парковка автомашин, доставляющих материальные ценности, продукты осуществляется у главного выхода или запасного выхода с соблюдением всех мер безопасности и правил дорожного движения, под контролем заместителя руководителя.
3.5. Пожарные машины, автотранспорт аварийных бригад, машины скорой помощи допускаются на территорию Учреждения беспрепятственно. В последующем, после ликвидации ЧС (пожара, оказания первой медицинской помощи, ликвидации аварии), в Журнале регистрации автотранспорта осуществляется запись о допуске автотранспорта с указанием принадлежности, марки и типа автомобиля.
3.6. Автотранспорт, прибывающий для вывоза сыпучих материалов, макулатуры, металлолома и др. допускается на территорию Учреждения на основании служебной записки заместителя руководителя и разрешения руководителя.
3.7. При допуске на территорию образовательного учреждения автотранспортных средств лицо вахтер, пропускающее автотранспорт на территорию учреждения, обязано предупредить водителя и пассажиров о неукоснительном соблюдении мер безопасности при движении по территории, соблюдении скоростного режима и правил дорожного движения на территории учреждения.
- Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима
4.1. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка находиться в здании и на территории образовательного учреждения разрешено:
- учащимся с 07.30 час. до 19.30 час. в соответствии учебной сменой и временем работы кружков, секций;
- работникам с 07.30 час. до 22.00 час., работникам столовой с 05.00 час. до 18.00 час.
4.2 Ключи от всех помещений выдаются и принимаются вахтером под роспись в Журнале приема и сдачи помещений. При сдаче ключей от помещения педагог, проводивший последний урок в кабинете, осуществляет его визуальный осмотр. В помещении должны быть закрыты окна, отключены вода, свет, обесточены все электроприборы и компьютерная техника.
4.3. По окончании работы вахтер сдает ключи от помещений сторожу. Сторож в 22.00 час. осуществляет обход внутренних помещений, обращая особое внимание на окна в рекреациях и коридорах (окна, фрамуги должны быть закрыты), отсутствие протечек воды в туалетах, включенного электроосвещения, а также на предмет отсутствия подозрительных предметов. Убеждается в отсутствии людей в здании.
Производит внешний осмотр здания на предмет закрытия окон и выключенного освещения в учебных классах. Результаты обхода заносятся в Журнал несения дежурства сторожей.
4.4. В целях организации и контроля над соблюдением учебно-воспитательного процесса, а также соблюдения внутреннего режима в Учреждении, из числа заместителей руководителя и педагогов назначается дежурный администратор и дежурные по этажам в соответствии с утвержденным графиком.
4.5. В целях обеспечения пожарной безопасности учащиеся, их родители (законные представители), педагогический состав и сотрудники Учреждения, прочие лиц посещающие Учреждение обязаны неукоснительно соблюдать требования Инструкций о пожарной безопасности в здании и на территории Учреждения.
4.6. В целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных противоправных действий сотрудники Учреждения, учащиеся и родители (законные представители), посетители, арендаторы обязаны подчиняться требованиям дежурного администратора, вахтера и сторожа, действия которых находятся в согласии с настоящим положением.
4.7. В здании Учреждения запрещается:
- находиться без сменной обуви (для родителей и посетителей допускаются бахилы);
- заниматься физической культурой без спортивной одежды и спортивной обуви;
- нарушать правила техники безопасности в здании и на прилегающей территории;
- сквернословить;
- во время перемен и учебных занятий учащимся выходить на улицу без разрешения классного руководителя или дежурного администратора;
- использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрыву и (или) возгоранию;
- распылять средства из предметов содержащие раздражающие и отравляющие вещества;
- применять физическую силу для выяснения отношений, прибегать к запугиванию;
- приносить и использовать атрибуты, символики, порочащие честь страны, Учреждения, а также ущемляющие достоинство других учащихся (националистические и др.);
- во время перемен учащимся бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр, категорически нельзя самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
Безопасность при террористических угрозах
Современная жизнь полна опасных неожиданностей, которые создают угрозу здоровью и жизни людей. Наряду с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и биолого-социального характера, которые чаще всего возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество периодически переживает трагедии, вызываемые умышленными, целенаправленными действиями людей. Эти действия, всегда связанные с насилием, получили название терроризм. Понятие «терроризм» означает страх, ужас. Все мы помним террористические акты в Нью-Йорке (взрыв Всемирного торгового центра), взрывы жилых домов в Москве. И совсем ужасная трагедия, которая произошла в Беслане Северной Осетии в связи с захватом террористами средней школы. Эта трагедия потрясла не только всю Россию, но и весь мир.
Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом они, преступники, могут добиваться достижения любых целей. Во всех случаях ваша жизнь может стать предметом торга для террористов. Захват может произойти на транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.
Если вас взяли в заложники или похитили, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
- самое главное: не поддавайтесь панике;
- не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
- переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
- при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
- на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
- если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель – остаться в живых.
Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте такие правила:
- лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
- ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб, это опасно;
- если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Если вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством
Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, сообщите об этом взрослым или опросите окружающих людей. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, кондуктору.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в милицию по телефону «002» или в службу спасения «001».
Если вы обнаружили подозрительный предмет в школе, больнице или в любом другом учреждении, немедленно сообщите о находке в администрацию.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- отойдите как можно дальше от опасной находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
- не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Поэтому любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами. Это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
ПАМЯТКА О ДЕЙСТВИЯХ, КОГДА ОБЪЯВЛЕНА СИТУАЦИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ (ознакомиться)
О предупреждении детского травматизма
Во исполнение письма министерства образования Нижегородской области от 24.05.2017г. № 316-01-100-2099/1700 «О предупреждении детского травматизма» сообщаем следующее:
По информации филиала ОАО «РДЖ» Горьковская железная дорога» и Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области увеличилось количество пострадавших среди несовершеннолетних на объектах железной дороги и рост детского дорожно-транспортного травматизма из-за неосторожного поведения детей.
Количество ДТП в регионе из-за неосторожного поведения самих детей увеличилось на 59,1%(с22до35),в г. Нижнем Новгороде данный показатель возрос на 20,0%.
Кроме того возросло количество ДТП по вине детей на территории Богородского района (с1 до2).
За 2016год на Горьковской железной дороге пострадало 200человек, из них 24 ребенка ,в том числе со смертельным исходом 137 человек, из них12 детей травмировано смертельно. За 4 месяца текущего года в зоне движения поездов уже травмировано56 человек (из них 7 детей), в том числе со смертельным исходом-35человек (из них 1 подросток).
Особое внимание вызывает травмирование несовершеннолетних граждан на железной дороге. Чаще всего дети и подростки травмируются на железной дороге из-за хождения по путям и при попытке пересечь их в неустановленных местах перед приближающимся поездом, от воздействия электротока при несанкционированном подъеме на железнодорожный состав (цистерны) с целью сделать новомодное «селфи».
При этом несовершеннолетние нередко разговаривают по мобильному телефону или слушают музыку в наушниках, что лишает их возможности услышать звуковые сигналы, подаваемые локомотивной бригадой поезда, а также сосредоточиться и вовремя среагировать на экстренную ситуацию.
Методические рекомендации родителям о рисках детского травматизма и смертности (скачать в формате .pdf)