i00528.jpg

Спросить директора

>

Советы классному руководителю

 

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

 

 

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной.

 

Признаки экзаменационной тревожности и стресса:

• нарушение ориентации, понижение точности движений;

• снижение контрольных функций;

• обострение оборонительных реакций;

• понижение волевых функций.

 

Опросник уровня тревожности:

• Мне не удается вовремя уложится с домашними заданиями.

• Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.

• Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.

• Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.

• Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.

• Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.

• Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.

• По- моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.

 

Данный опросник поможет определить уровень тревожности у детей и определить пути конкретной психолого-педагогической помощи.

 

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

• Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.

• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.

• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.

• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка.

 

В подготовительный период рекомендуем:

• Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.

• Оформить психологический уголок.

• Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.

• Не нагнетать обстановку.

• Повысить степень «прозрачности» подготовки и проведения ЕГЭ.