2.jpg

Спросить директора

>

Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка»/ Под ред. И.В. Дубровиной- Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр,1995, с. 24-40.

 

 

Знайте и умейте использовать свои природные особенности

 

Познай самого себя.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах.

 

В жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придаёт ей сам, раскрывая свои способности.

Эрих Фромм.

 

 

Основные свойства нервной системы - природные факторы.

По желанию человека свойства нервной системы изменить нельзя, поскольку они имеют генетическую природу и в этом смысле являются неизменными, стабильными характеристиками высшей нервной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы человек осознавал свои динамические возможности или, как говорят психологи, свой психофизиоло­гический потенциал, и учитывал их в реальной жизни.

Правильная оценка своих динамических характеристик важна не только для успешной учебной деятельности, но и при выборе как рода занятий (например, вида спорта), так и профессии. Она дает возможность ответить на вопрос: соответствуют ли мои динамические особенности требовани­ям, которые предъявляет интересующая меня деятельность, а значит, добьюсь ли я высокой эффективности, буду ли удовлетворен делом? В итоге можно заранее ограничить, сузить в какой-то мере круг выбора, исключить ви­ды деятельности, где требуется такой уровень выражен­ности динамических свойств, которым данный человек не обладает.

Сначала мы рассмотрим такую динамическую особен­ность, как скорость, темп деятельности, а затем дру­гую — работоспособность, выносливость. Эти качества за­метно влияют на обучение и, кроме того, зачастую рассмат­риваются как профессионально важные.

Если вы наблюдательны, то вы должны были заметить, что среди одноклассников всегда можно выделить несколько человек, которые резко отличаются друг от друга по темпу выполнения заданий, по легкости переключения с одного вида деятельности на другой, по скорости усвоения нового матери­ала, по быстроте реакции на разные внешние раздражители. Одни учащиеся почти всегда демонстрируют высокую ско­рость работы, их можно охарактеризовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и характеризуются как медли­тельные. Многочисленные исследования психологов показа­ли, что эти индивидуальные различия (при условии, что и те и другие учащиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены таким свойством нервной системы, как подвижностью широком ее понимании. Скорост­ные особенности могут быть обусловлены и другим свойством нервной системы — лабильностью. Говоря о проявлениях подвижности в широком смысле слова, мы имеем здесь в виду и проявления лабильности. Это свойство, хотя и по-другому, но, в конечном счете, на поведенческом уровне определяет также скорость, темп деятельности.

Высокий темп деятельности, быстрота реакции харак­терны для тех, кто обладает подвижной нервной системой. Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречают­ся у людей, обладающих инертной нервной системой.

Мы хотим предложить вам разработанную нами анкету, включающую такие вопросы о динамических особенностях психической деятельности, которые можно было бы связать с подвижностью нервной системы. Если вы будете предельно искренне отвечать самим себе на поставленные вопросы, вы приблизитесь к пониманию того, какими скоростными качес­твами (высокими, средними или низкими) вы обладаете. Оценивая себя по анкете, не следует опираться на какой-либо один конкретный факт,— надо постараться вспомнить, как проявляются у вас те или иные качества в большинстве случаев, чаще всего.

АНКЕТА

Определите по 5-балльной шкале выраженность у себя каждого из названных ниже качеств.

1 — наименьшая выраженность данного качества (полное отсут­ствие);

5 — самая высокая выраженность качества;

3 — средняя оценка, означает умеренную выраженность данного качества;

2и 4 — промежуточные оценки.

 

 

1. Для вас характерна быстрая или медленная сообразитель­ность по сравнению с окружающими людьми?

Очень медленная 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень быстрая

2. Легко ли вы отвыкаете от старых привычек (распорядка дня,
расположения вещей и т. п.) в случае надобности?

Очень трудно 1_ 2___ 3___ 4___ 5 Очень легко

3. Быстро ли вы можете выразить словами свои мысли?
Очень медленно 1_ 2___ 3___ 4___ 5 Очень быстро

4. Быстро ли вы осваиваетесь с новыми видами работы по сравнению с окружающими Вас людьми?

Очень медленно 1 _ ___ 2___ 3___ 4 5 Очень быстро

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитая подо­ждать, прежде чем действовать?

Всегда предпочитаю ждать 1 2__ 3___ 4___ 5 Всегда дей­ствую сразу

6. Быстро ли вы формулируете ответ на вопрос, реплику?

Очень медленно 1_____ 2___ 3___ 4_ 5 Очень быстро

7. Удается ли вам сосредоточенно и успешно работать в
напряженной и ответственной ситуации (например, при лимите
времени)?

Очень редко 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень часто

8. Быстро или медленно вы успокаиваетесь после испытанного волнения?

Очень медленно 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень быстро

9. Успеваете ли вы сделать больше других за одно и то же время?

Никогда не успеваю 1_ 2_ 3_ 4_ 5 Всегда успеваю

10. Выбивают ли вас из кол ей неожиданные изменения в ваших планах на день?

Всегда выбивают 1 2___ 3___ 4_5 Никогда не выбивают

11. Часто ли вы говорите или действуете быстро, не задержи­ваясь для обдумывания?

Очень редко 1__ _2__ 3___ 4__ 5 Очень часто

12. Предпочитаете ли вы иметь постоянное место за обеденным столом, в аудитории и т.п.?

Всегда предпочитаю 1__ 2___ 3___ 4_ 5 Никогда не предпочитаю

В таблице приводятся результаты, отражающие разные уровни скоростных качеств.

 

 

Высокие

скоростные качества

Ближе к высоким

Средние

Ближе к низким

Низкие

скоростные

качества

Баллы

60-56

55-46

45-27

26-17

16-12

Подсчитайте общее количество полученных вами баллов и сравните эти данные с показателями, приведенными в таблице. Таким образом вы сможете определить, в какую из пяти групп входят ваши результаты, то есть каков уровень ваших скоростных качеств.

Остановимся на рассмотрении двух крайних вариантов оце­нок скоростных качеств (низкие и высокие) и постараемся показать, как эти качества проявляются в учебной деятельности.

Если вы, например, определили, что имеете низкие скоростные особенности, то это говорит о том, что, по всей видимости, у вас инертная нервная система. Однако надо помнить, что по анкете можно сделать лишь предварительный вывод о свойствах нервной системы, поскольку это ваша собственная, а значит, субъективная оценка самого себя. Точный ответ могут дать только специальные эксперименты, проводимые психологом.

Какие же учебные ситуации представляют трудности для инертных учащихся? Как показали многие исследования, это прежде всего такие моменты учебного процесса, которые требуют именно скорости в ее разнообразных формах: быс­троты и легкости приспособления к изменившимся условиям, скорости выработки и ломки стереотипов, высокого темпа работы.

Так, если учитель предлагает классу задания разнообраз­ные по содержанию и по способам решения, это ставит в затруднительное положение даже хорошо успевающего, но инертного ученика. Чаще всего у инертных наблюдается низкая активность участия в подобной работе, поскольку в силу природных особенностей они не обладают необходимой скоростью приспособления к быстро меняющимся условиям.

Вызывают значительные трудности и ситуации, когда требуются частые отвлечения или частое переключение вни­мания (например, на реплики учителя, ответ или вопрос другого ученика). В этих ситуациях у инертных учащихся продуктивность работы падает. Они начинают испытывать дискомфорт, когда в момент выполнения заданий надо отвлекаться, переключать внимание на что-либо другое.

При изменении содержания работы и при существенном изменении подлежащих выполнению операций инертные ученики не сразу подключаются К этой новой деятельности. Если надо выполнить серию примеров, они начинают прояв­лять активность примерно с третьего задания. Они не могут немедленно включиться в работу, их активность в выполнении новых видов заданий возрастает постепенно.

- Если учитель ведет опрос в достаточно высоком темпе и этот темп сопряжен с ситуацией неопределенности, (то есть не ясна последовательность вопросов), инертные учащиеся прак­тически не работают. Если же последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске), то они часто, пропустив первое задание, начинают выполнять второе или третье, увеличивая тем самым время на подготовку ответа. Следует особо подчеркнуть, что решение только предлагаемо­го в данный момент задания чаще всего для

них оказывается безуспешным.

Не так продуктивно, как хотелось бы, работают инертные и в ситуации, когда учитель сразу же после знакомства с новым материалом выясняет, как он усвоен. Им нужно обязательно проработать новый материал дома, поскольку у них лучше развита долговременная память, чем кратковре­менная, оперативная.

Очень большие трудности испытывают инертные ученики, когда от них требуют быстрого изменения неудачных форму­лировок. Им необходимо время на обдумывание нового ответа. Замечено, что часто эти учащиеся изъявляют желание отвечать лишь после того, как подготовят, сформулируют ответ заранее. Они чаще следуют принятым стандартам в ответах, тяготеют к книжным формулировкам, избегают импровизаций.

Но вы, наверное, замечали, что в учебной деятельности имеют место не только ситуации, требующие высокой скорос­ти работы. Немало и таких, когда более полезными для достижения успеха являются неторопливость, сдержанность, последовательность, систематичность. И в этих ситуациях именно инертность нервной системы является желательным качеством. Здесь учащиеся с низкими скоростными особен­ностями имеют ряд преимуществ.

Каковы же эти преимущества и в каких учебных ситуациях
они обнаруживаются?

Инертные учащиеся обладают способностью работать, не отвлекаясь на другие дела, на реплики учителя, на ответ другого учащегося у доски, до полного выполнения задания. Свойственное им медленное нарастание активности сопря­жено с долгим ее сохранением. Они демонстрируют так­же высокую степень самостоятельности в выполнении за­даний.

Если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность, инертные способны быстро выполнять задания. Увеличения скорости они достигают за счет правильной организации деятельности (сразу присту­пают к выполнению заданий, не теряя время на посторонние дела; продуманно располагают чертежи и т. п.), а также за счет того, что не отвлекаются на общение с учителем, с соседом по парте. По этой причине самостоятельная работа в отличие от фронтальной легче для инертных учащихся.

Наилучшим образом инертные ученики справляются с работой, носящей монотонный, однообразный характер, на­пример, когда требуется решить большое количество задач одного типа или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку. У них наблюдается склонность к такой деятельности, и они могут успешно заниматься ею на протяжении долгого времени.

В определенные моменты учебного процесса требуется полностью выслушать объяснения учителя прежде чем при­ступать к выполнению задания. Инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать это требова­ние. У них четко выявляется стремление как можно полнее уяснить суть задания и способы его выполнения и лишь затем приступать к его реализации. В дальнейшем в процессе работы они практически не обращаются к учителю за дополнительными разъяснениями.

Инертные учащиеся активны в работе по пройденному материалу. Мы уже отмечали, что у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная, оперативная. Затратив первоначально больше времени по сравнению с подвижными на усвоение нового материала или на заучивание какого-либо правила, отрывка, стихотворения, инертные ком­пенсируют эти затраты в дальнейшем, поскольку им практи­чески не надо больше к этому материалу возвращаться, прибегать к его повторному заучиванию.

Теперь рассмотрим другой вариант. Допустим, вы, оцени­вая себя по анкете, определили, что имеете высокие скорост­ные особенности и, по-видимому, обладаете подвижной нервной системой.

Каково проявление этих динамических особенностей в учебной деятельности? В каких учебных ситуациях подвиж­ные ученики испытывают трудности?

Многими исследователями подмечено, что ученики с подвижной нервной системой охотно участвуют в работе, имеющей разнообразный характер, могут успешно выполнять задания, когда материал подается в высоком темпе, способны быстро переключать внимание на новый вид деятельности, легко переходят к новой работе. При смене заданий подвиж­ные гораздо быстрее инертных подключаются к выполнению предложенного задания. Правильность ответов учеников с подвижной нервной системой не зависит от того, в каком темпе задает вопросы учитель. Они быстро меняют формулировки ответов, часто отступают от книжного текста, пытаются импровизировать. Подвижные способны достаточно быстро усваивать новый материал, а умение отойти от принятых стандартов, быстро сориентироваться в материале, высокая скорость перебора вариантов решения положительным обра­зом сказывается и в работе на сообразительность.

Однако в учебной деятельности у подвижных учащихся имеются и свои трудности. Так, самую большую трудность они испытывают при однообразной, монотонной работе. У них отмечается быстрая утрата интереса к таким заданиям, и если нет стимулирования со стороны учителя, то они начинают отвлекаться или просто перестают работать. Подвижным вообще свойственно строить свою работу на «отвлечениях». Конечно, инертные тоже в определенных условиях отвлека­ются, но подвижные это делают гораздо чаще. Существуют различия между ними и в характере отвлечений: учащиеся с подвижной нервной системой стремятся к общению, старают­ся вовлекать в свои дела окружающих; ученики с инертной нервной системой предпочитают заниматься своими делами на уроке в одиночку.

У подвижных отмечается тенденция быстрого увеличения и такого же быстрого уменьшения активности, и если отсутствует контроль со стороны учителя за их дальнейшей работой, то их скоростные преимущества будут проявляться лишь на первом этапе выполнения заданий. Затем, начиная

часто отвлекаться от работы, они эти преимущества утрачи­вают. В итоге в школьной практике нередки случаи, когда в результате неумения инертных работать быстро и неумения подвижных работать долго без отвлечений и те и другие показывают равно низкие результаты работы.

Следует отметить еще одну нежелательную особенность подвижных учеников. Им часто присуща торопливость, несформированность привычки дослушивать до конца объяс­нения учителя, прежде чем приступать к выполнению заданий.

Поскольку определенные трудности в учебной деятельнос­ти у подвижных обусловлены быстрым угасанием активности, быстрой утратой интереса к заданиям (особенно к однотип­ным), частыми отвлечениями от работы, то они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Они должны научиться произвольно регулировать свою деятельность, должным об­разом ее организовывать. Полезно специально тренировать­ся, развивать в себе сдержанность, «приучать» себя выслу­шивать до конца указания учителя. Учебные ситуации, требующие однообразной, монотонной работы, быстро вызы­вают у подвижных чувство пресыщения. Поэтому они часто прибегают к попыткам как-то «разнообразить» свою деятель­ность,— отвлекаются от дела, разговаривают с соседями, задают вопросы им и учителю, заглядывают в чужие тетради и т. д. Естественно, это не способствует повышению эффек­тивности работы над заданием, однако улучшает их психичес­кое состояние, настроение. Поэтому как учитель, так и сам ученик должны направлять усилия на поиск иных форм разнообразия — например, анализ других путей решения задачи, отличных от применяемой схемы. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида заданий к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для подвижных учащихся.

А теперь поговорим о другой важной динамической особенности человека — работоспособности, выносливости. Мы уже подчеркивали в начале, что люди отличаются друг от друга по тому, как долго они могут выполнять какую-то работу, не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают его испытывать через 8—10 часов работы, а другие не выдержи­вают более 4—5 часов. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости и в чув­ствительности к разнообразным раздражителям. Одни рабо­тают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продук­тивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий. Другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствитель­ность к внешним воздействиям, особенно к резким замечани­ям, отрицательным оценкам. Наверное, и среди ваших одноклассников можно найти таких, кто отличается теми или иными из указанных особенностей. Многочисленные иссле­дования показали, что у людей приблизительно одного возраста, нормального здоровья и примерно одинакового уровня подготовленности эти индивидуальные различия обус­ловлены таким природным свойством, как сила нервной системы.

Высокий предел работоспособности, выносливости, устой­чивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой. У тех, кто имеет слабую нервную систему, отмечается невысокая работоспособность, неустой­чивость по отношению к посторонним раздражителям, высо­кая чувствительность.

Для того чтобы вы смогли составить представление о своем пределе работоспособности, своей помехоустойчивости и чув­ствительности к раздражителям, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, которая приводится ниже. Эту анкету разработал польский психолог Я. Стреляу.

АНКЕТА

Определите по 5-балльной шкале интенсивность каждого из названных ниже свойств.

1— наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие);
5 — самая высокая интенсивность данного свойства;

3 — средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства;

2и 4 — промежуточные оценки.

1. Способны ли вы заниматься умственной деятельностью длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов)?

1 — поминутно прерываю работу, а если не могу этого сделать, работаю неудачно, совершаю ошибки

5 — несмотря на продолжительную работу, не испытываю ника­кого утомления

2. Способны ли вы к устойчивой концентрации внимания?

1 — не могу сосредоточиться на выполняемой работе. Посторон­ние раздражители отвлекают от совершаемых действий

5 — целиком поглощен выполнением действия. Ничего не заме­чаю, кроме своего занятия

3. Охотно ли вы выполняете ответственную работу?

1 — избегаю ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняюсь

5 — люблю быть лидером, брать на себя ответственность

4. Обладаете ли вы стойкостью перед неудачами?

1 — при неудачах очень расстраиваюсь, нервничаю, демобилизу­ет любое порицание

5 — при неудачах еще больше мобилизуюсь, не разочаровыва­юсь, не проявляю нервозности

5. Способны ли вы работать в неблагоприятной обстановке?

1 — шум, разговоры и т. п. мешают работе; лучше заниматься делом в полной изоляции от окружения

5 — шум или разговоры не мешают выполнять работу; в любых условиях работаю успешно

6. Отказываетесь ли вы от своих намерений или действий при
возникновении препятствий?

1 — даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы; нет уверенности в своих силах

5 — препятствия не отбивают охоты к дальнейшей работе; не теряю веры в успех

7. Ведете ли вы себя так же, как обычно, в присутствии
начальства, проверяющих?

1 — в присутствии посторонних смущаюсь, теряюсь, избегаю встреч с начальством, не люблю присутствия посторонних в классе

5 — присутствие посторонних (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие

8. Проявляете ли вы нервозность перед важным событием?

1 — даже будучи хорошо подготовленным, не люблю никаких экзаменов, испытаний. Больше думаю о возможной неудаче, чем о решении задачи

5 — экзамены, проверки не воспринимаются как исключитель­ные события; в таких ситуациях веду себя как обычно, не нервничаю

9. Охотно ли вы выполняете действия, требующие больших
усилий?

1 — избегаю продолжительных, утомительных действий, гораздо больше люблю выполнять не слишком трудные задания

5 — люблю полностью захватывающие меня действия, требую­щие значительных усилий и выносливости

10. Легко ли вы преодолеваете временные колебания настро­
ения и депрессию?

1 — легко травмируюсь под влиянием трудных и конфликтных ситуаций; с трудом восстанавливаю душевное равновесие

5 — тяжелые жизненные ситуации (болезни близких людей, семейные и школьные конфликты) не выводят из равновесия; быстро прихожу в себя.

 

В таблице приводится количество баллов, отражающее разные уровни работоспособности, выносливости.

 

 

Высокий Ближе к уровень высокому

Средний

Ближе к низкому

Низкий уровень

Баллы

50-45

44-36

35-26

25-16

15-10

           

Сравнив полученные вами результаты с приведенными в таблице, вы сможете определить свой уровень работоспособ­ности и выносливости.

Остановимся и в этом случае на рассмотрении только двух крайних вариантов оценок (низкий и высокий уровни) и покажем, как проявляются индивидуальные особенности представителей этих крайних групп в учебной деятельности.

Итак, рассмотрим сначала вариант, когда ваши результа­ты соответствуют нижнему уровню представленности данной динамической особенности. О чем это говорит? Если вам удалось достаточно объективно оценить себя по предложен­ной анкете, то можно высказать предположение, что у вас слабая нервная система. Какие же учебные ситуации могут представлять трудности как для вас, так и для других учащихся со слабой нервной системой?

Психологи выделяют следующие ситуации:

1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке): слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.

2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время. Учащиеся со слабой нервной системой даже при наличии знаний выказывают тревогу, беспокойство, когда надо сделать задание очень быстро. Они начинают торопиться, но это не приводит к ускорению действий, а, наоборот, наблюдается заторможенность деятельности, часто появляются ошибки. Вообще замечено, что их повышенное волнение во время контрольных работ является причиной возникновения ошибок. В тренировочной работе они реже ошибаются.

3. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Не следует учащегося со слабой нервной системой ставить в такую ситуацию; он теряется, начинает волноваться, и у него наступает как бы блокировка умственной деятельности. Такому ученику нужно иметь время на обдумывание ответа, и к тому же для него благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного.

  1. Работа после неудачного ответа, оцененного отрица­тельно. Учащиеся со слабой нервной системой очень болез­ненно относятся к своим неудачам. Для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам. Они очень расстраивают­ся, переживают, с большим трудом могут продолжить работу дальше. Поэтому оценивать неудачи таких учеников следует осторожно. Им присуща неуверенность в своих силах, в своих знаниях. Особенно важно с помощью правильной тактики опроса и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т. п.) помочь им поверить в себя, в свои возможности.
  2. Работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на пояснения учителя, на вопрос или ответ другого учаще­гося), а также работа в шумной, неспокойной обстановке. Следует в минимальной степени отвлекать слабого учащегося от работы, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
  3. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведет опрос по пройденному, привлекает раз­нообразный дидактический материал — карты, слайды, учеб­ник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.). Ученики со слабой нервной системой не могут в полной мере в такой обстановке реализовать, использовать свои знания. Они ограничены как в возможностях распределения внимания, так и в объеме восприятия информации. Им трудно на уроке усвоить боль­шой по объему и разнообразный по содержанию материал. Для них предпочтительна ситуация, когда сложный материал разбит на отдельные информационные куски и дается посте­пенно, по мере усвоения. Зная такую их особенность, лучше не заставлять этих учащихся отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на другой день, дав им возможность позаниматься дома.

Теперь рассмотрим, в чем преимущества учащихся со слабой нервной системой, в каких учебных ситуациях они проявляются.

Прежде всего в ситуациях, требующих монотонной, одно­образной работы. Установлено, что слабые легче действуют по шаблону, по схеме. Они любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.

Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки.

За счет тщательной подготовительной работы слабые самостоятельно проникают в более глубокие связи и отноше­ния внутри учебного материала; они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал и потому обнаруживают свои преимущества в тех ситуациях, где требуется понимание и знание предмета сверх школьной программы. Слабые склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения.

Они предпочитают при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры; поэтому разнообразные виды наглядного изображения — графики, рисунки, диаграммы, таблицы — облегчают им учебную деятельность. В ситуациях, когда учитель требует наглядного изображения, например условий задачи, они обнаруживают свое преимущество перед сильными.

Слабые также склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных ре­зультатов. Если им представляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильные.

И, наконец, подмечено, что слабые ученики тяготеют к соблюдению режима дня, к разумной организации деятель­ности.

А сейчас рассмотрим второй вариант оценки. Предпо­ложим, вы определили, что имеете высокий уровень работо­способности, выносливости и, следовательно, можете считать, что обладаете сильной нервной системой.

Учащиеся с сильной нервной системой в учебной деятель­ности ведут себя совершенно иначе. Они без особых затруд­нений могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если ее надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов не зависит от того, какой темп работы задает учитель; их не смущают неожиданные вопросы. Они добива­ются одинаковых успехов как в письменной работе, так и при устном ответе. Учащиеся с сильной нервной системой способ­ны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке, могут усваивать значительный по объему и разнообразный по содержанию материал. Они менее чувствительны к оценкам, к замечаниям учителя, сделанным после неудачного ответа. Ученики с сильной нервной системой чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях. Иногда им свойственно даже переоценивать себя.

Хотя перечисленные особенности учащихся с сильной нервной системой заметно облегчают их учебную деятель­ность, это, конечно, не означает, что такие ученики не испытывают никаких трудностей. Так, например, при одно­образной, монотонной работе у них часто возникает чувство

раздражения, неудовольствия. Они вскоре начинают отвле­каться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.

Учащимся с сильной нервной системой с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Например, заме­чено, что при упрощении алгебраических выражений, где шаг за шагом, в строгой последовательности нужно применять алгебраические формулы, такие учащиеся часто делают про­пуски, забывают выполнить то или иное преобразование. Они не склонны к деятельности, требующей систематизации, не любят планировать свою работу и проверять уже выполненное задание.

Учащимся с сильной нервной системой следует сознатель­но и целенаправленно тренироваться в таких видах деятель­ности, где нужно соблюдать требования постепенности, последовательности, где необходимы систематизация, плани­рование и проверка выполненного. Психологи неоднократно отмечали, что люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы пере­строить свою работу в требуемом направлении. Основная задача — убедить их это сделать.

Итак, мы познакомили вас с тем, как проявляются некоторые природные динамические особенности в учебной деятельности, с какими трудностями сталкиваются представи­тели противоположных полюсов. При этом следует помнить, что между подвижными и инертными, сильными и слабыми, то есть между представителями крайних групп, многочислен­ную группу составляют школьники со средней представлен­ностью этих качеств. Их природные динамические особеннос­ти, с одной стороны, и требования учебной деятельности — с другой, чаще всего не вступают в резкие противоречия друг с другом; приспособление к учебным ситуациям происходит относительно гладко.

Конечно, на основе жизненного опыта у вас, вероятно, уже сложились правильные представления о ваших динамических особенностях. Но ответить на вопрос, чем эти индивидуаль­ные особенности обусловлены — природными или социальными факторами — вы бы, наверное, не смогли. Теперь же, когда вы знаете, что динамические особенности человека имеют природную основу, вы сможете более осмысленно и целенаправленно искать свой собственный стиль деятельнос­ти. Воспитание не может изменить природные особенности человека. Но, зная их, вы можете выработать навыки саморегулирования, управления собой. В этом случае вы не пойдете по пути «проб и ошибок», не будете копировать чужие способы и приемы работы, которые могут вступить в проти­воречие с вашими природными чертами. Зная, в чем ваша сила, а в чем слабость, вы направите усилия на то, чтобы закрепить положительные проявления и компенсировать не­желательные.

Знание природных особенностей и их проявлений в учебной деятельности позволит вам заранее предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления будут способствовать достижению успеха, а в каких могут препят­ствовать ему. Научившись строить работу с учетом своего психофизиологического потенциала, вы сможете избежать таких нежелательных состояний, как переутомление и пере­грузка.